Учреждено Некоммерческое партнерство «Центр общественного контроля в сфере ЖКХ города Москвы» (НП «Центр ЖКХ контроль города Москвы»)
14 мая 2014 по инициативе Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Региональной общественной организации Московское общество защиты потребителей, Московской торгово-промышленной палаты, Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Межрегиональная гильдия управляющих компаний в жилищно – коммунальном хозяйстве», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Межотраслевой учебный центр в жилищном и коммунальном хозяйстве», Ассоциации ТСЖ и ЖСК района Тропарево-Никулино города Москвы учреждено Некоммерческое партнерство Центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (НП «Центр ЖКХ контроль города Москвы»).
Организация создана в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Приоритетное направление Программы
Оказание правовой и консультационной помощи, защита законных прав и интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства; просвещение граждан в области правового регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, управления жилищным фондом, потребления жилищно-коммунальных услуг, а также информирование населения о принимаемых мерах органами государственной власти и местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства; содействие повышению качества жилищно-коммунальных услуг через участие в разработке, осуществление экспертной оценки предложений по совершенствованию законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, участие в разработке и обсуждении предложений, направленных на совершенствование нормативно-правового, организационно-технического обеспечения управления жилищно-коммунальным хозяйством; разработка справочно-информационных материалов и рекомендаций в сфере жилищно-коммунального комплекса; общественный контроль в сфере благоустройства жилищных и коммунальных услуг, капитального ремонта жилого фонда. Создание института общественных инспекторов в сфере жилищно-коммунального хозяйства из числа граждан изъявивших желание оказывать информационное содействие на добровольной и безвозмездной основе Ассоциации «ЖКХ контроль города Москвы» в целях соблюдения жилищного законодательства на территории города Москвы
Введение
На протяжении последних лет в обществе наблюдается устойчивое снижение доверия к органам власти всех уровней. Это происходит вследствие того, что сложившаяся система управления социально-экономическими и политическими процессами на местах работает неэффективно, в то время как процессы в обществе становятся все более динамичными. На этом фоне вполне закономерен рост требований со стороны общества к качеству работы органов власти и, прежде всего в сфере ЖКХ. Возникновение низкого уровня доверия граждан к деятельности государства, трудности в реализации гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина возникают по причине отсутствия единой коммуникационной площадки взаимодействия всех участников жилищных отношений, отсутствия медиатора наделенного правами и обязанностями
по обеспечению функций общественного контроля, осуществляющего просветительскую деятельность, способного создать и организовать работу механизмов конструктивного диалога собственников как с государством, так и с предприятиями ЖКХ.
Цель Программы
Создание Системы общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Формирование и развитие гражданского правосознания; повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества; содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов; реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Реализация Указа Президента РФ 07.05.2012г. № 600 «О мерах по повышению качества услуг ЖКХ»; Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"; Федерального Закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; Постановления Правительства Москвы № 832-ПП от 29.12.2014 «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы»; Постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы в 2015 году»; Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы".
Планируемый результат реализации Программы
Программа создаст систему общественного контроля в ЖКХ, условия для конструктивного взаимодействия всех сторон и участников жилищных отношений, условия оперативного реагирования по всему кругу вопросов эксплуатации и капитального ремонта жилья, благоустройства и развития городской инфраструктуры с широким привлечением собственников жилья. Обеспечит лояльное отношение граждан к программам Правительства Москвы в сфере ЖКХ, выработает меры по защите прав собственников жилья, создаст механизм устойчивых коммуникаций между исполнителями коммунальных услуг, властными структурами города и населением. Обеспечит учет общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан.
Целевая группа
Собственники помещений в многоквартирных домах, граждане (наниматели), общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации в сфере ЖКХ.
Принципы программы действий
Приоритет прав и законных интересов человека и гражданина; добровольность участия в осуществлении общественного контроля; самостоятельность субъектов общественного контроля и их независимость от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия; публичность и открытость осуществления общественного контроля и общественного обсуждения его результатов; законность деятельности субъектов общественного контроля; объективность, беспристрастность и добросовестность субъектов общественного контроля, достоверность результатов осуществляемого ими общественного контроля; не формальный подход и своевременность рассмотрения органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, итоговых документов, подготовленных по результатам общественного контроля, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, учет указанными органами и организациями предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в этих документах; многообразие форм общественного контроля; недопустимость необоснованного вмешательства субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации; презумпция добросовестности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, за деятельностью которых осуществляется общественный контроль; соблюдение нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля.
Информационное обеспечение
В целях информационного обеспечения общественного контроля, обеспечения его публичности и открытости субъектами общественного контроля создаются специальные сайты, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации используются официальные сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, общественных палат субъектов Российской Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований.
Субъекты общественного контроля осуществляют информационное взаимодействие между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Субъекты общественного контроля размещают на сайтах, информацию о своей деятельности с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация, а также информация, требования об обеспечении открытого доступа к которой содержатся в законодательстве Российской Федерации об общественном контроле.
Доступ к информации
Доступ к информации об общественном контроле, за исключением информации, содержащей сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым.
Субъекты общественного контроля по запросам средств массовой информации обязаны предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации об общественном контроле.
Инструменты и технологии
- Создание института общественных инспекторов
- Создание горячей линии по обращениям граждан (телефона доверия)
- Формирование экспертных мобильных групп быстрого реагирования
- Организация помощи профессионального медиатора в досудебном урегулировании споров
- Проведение обучающих семинаров
- Создание методических материалов
Документы Программы
Подведение итогов работы общественного контроля осуществляется путем подготовки и направления в органы и организации итогового документа по результатам общественных проверок, экспертиз, обсуждений, слушаний, мониторинга и т.д.:
- итоговый документ общественного мониторинга
- акт общественной проверки
- заключения общественной экспертизы
- протокола общественного обсуждения
- протокола общественных (публичных) слушаний
Инспектор общественного контроля имеет право составлять акты о нарушении жилищного законодательства с последующей передачей их в Ассоциацию «ЖКХ контроль города Москвы», запрашивать документы у различных органов власти, публиковать их в открытом доступе и передавать в правоохранительные органы, участвовать в судах, защищая права жителей своего района.
На основании результатов объективной информации общественного инспектора, общественная организация может:
- направлять в органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности предложения по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
- выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами города Москвы;
- оспаривать в установленном федеральным законом порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов и организаций
Планируемые показатели результативности выполнения Программы
№ п/п |
Проблема, аспект жизни сообщества |
Описание ожидаемого изменения, результатов |
Срок проявления изменения (немедленно, через сколько месяцев или лет) |
1 |
Качество выполнения плановых работ по управлению и эксплуатации жилого фонда |
Контроль качества предоставляемых работ и услуг позволит проводить на профессиональном уровне проводить эксплуатационные и профилактические работы по содержанию жилого фонда, что обеспечит комфортное и безопасное проживание граждан в многоквартирных домах. |
Результаты фиксируются ежегодно, в порядке отчетности установленной жилищным законодательством РФ |
2 |
Своевременность и достоверность годовых отчетов управляющих организаций перед собственниками |
Контроль предоставления достоверных данных по выполненным работам управляющей организацией позволит исключить случаи нецелевого использования денежных средств собственников, исключит возможность хищений. |
Результаты фиксируются ежегодно, в порядке отчетности установленной жилищным законодательством РФ |
3 |
Законность перепланировки квартир |
Контроль за перепланировкой конструктивных особенностей зданий, позволит избежать разрушение строений, сокращения сроков эксплуатации знаний. |
По мере выявления нарушений. |
4 |
Законность проведения общих собраний собственников |
Легитимность проведения общих собраний залог добросовестного управления многоквартирным домом. |
По мере поступления обращений (выявлений нарушений) |
5 |
Качество проведения капитального ремонта жилого фонда |
Высокое качество проведения капитального ремонта жилого фонда, целевое расходование средств собственников |
На протяжении всего срока реализации региональной программы капитального ремонта |
6 |
Своевременная оплата собственниками услуг ЖКХ |
Своевременное поступление платежей за жилищно-коммунальные услуги, борьба с неплательщиками |
На постоянной основе |
7 |
Правильность начислений платежей за услуги ЖКХ |
Правильность начислений за услуги ЖКХ, выявление ошибок и злоупотреблений |
На постоянной основе |
8 |
Неудовлетворительное придомовое благоустройство |
Организация системы информирования о выполнении правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка |
На постоянной основе |
9 |
Проблемы с приборами учета |
Контроль учета тепловой энергии, контроля качества теплоснабжения |
По мере поступления обращений (выявлений нарушений) |
10 |
Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти |
Не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом |
По мере поступления обращений (выявлений нарушений) |
11 |
Использование общего имущества многоквартирного дома |
Контроль за содержанием общего имущества в многоквартирном доме. Контроль за расходованием денежных средств, полученных от использования общего имущества в многоквартирном доме |
На постоянной основе |
12 |
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами |
Недобросовестная конкуренция. |
На постоянной основе |
|